Исследование обстоятельств ДТП

Объекты исследования:

  • материалы дела;
  • место ДТП;
  • транспортные средства;

Задачи исследования:

  • Установление обстоятельств механизма ДТП (определение скоростей движения ТС; определение величины тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС, скорости движения ТС
  • Решение вопросов о наличии (отсутствии) у водителей технической возможности предотвратить ДТП;
  • Решение вопросов о (не-)соответствии действий участников ДТП требованиям Правил дорожного движения.

Основные вопросы по всем видам ДТП: 

  1. Как должен был действовать водитель транспортного средства в соответствии с требованиями Правил дорожного движения?
  2. Имел ли водитель транспортного средства техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие?
  3. Соответствовали ли действия водителя транспортного средства требованиям Правил дорожного движения?

Требования к оформлению материалов для исследования:

Постановление о назначении судебной автотехнической экспертизы в соответствии со ст. 199 УПК РФ и ст. 80 ГПК РФ является обобщающим документом, отражающим механизм и обстоятельства ДТП.  Постановление должно содержать описательную часть расследуемого происшествия, в которой указывается когда, где и при каких обстоятельствах произошло происшествие, какие транспортные средства и водители участвовали в нем, последствия ДТП.

Далее отдельно выделяется раздел «Исходные данные», в котором должны содержаться все параметры, характеризующие дорожную обстановку и проезжую часть, параметры движения транспортных средств и пешеходов, действия водителей. Исходные данные не должны содержать противоречий, в частности о скоростях движения транспортных средств, поскольку при различных данных о скоростях выводы автотехнической экспертизы могут быть противоречивы. Пределы представляемой в постановлении скорости должны быть минимально снижены или уточнены проведением следственного эксперимента или другими следственными действиями.

Ниже приводятся исходные данные, необходимые для проведения автотехнической экспертизы.

I. Общие для всех видов происшествий:

  • Ширина проезжей части и ее обочин.
  • Покрытие проезжей части (асфальтобетон, грунтовое и т.д.).
  • Состояние покрытия (сухое, мокрое, обледенелое и т.д.)

–        Продольный профиль пути (уклон, подъем в градусах, процентах или промилях).

– Наличие или отсутствие пешеходных переходов, тротуаров, дорожных знаков, светофоров и т.д.

– Марка транспортного средства и прицепа (габаритные размеры).

– Видимость проезжей части дороги, видимость конкретного препятствия на дороге в темное время суток при ближнем и дальнем свете фар по результатам следственного эксперимента.

– Характеристика следов движения и торможения транспортного средства (длина следов торможения на каждом участке с различным покрытием, следы сплошные, прерывистые).

– До каких колес замерены следы торможения.

– На каком расстоянии от начала тормозного следа произошло происшествие.

– Расположение транспортного средства перед происшествием по ширине проезжей части дороги.

– Скорость движения транспортного средства.

– Техническое состояние ТС, подробное описание неисправностей.

– Наличие пассажиров и груза (его вес и расположение в ТС).

– Точные координаты места происшествия относительно края проезжей части, место первоначального контакта и местоположение всех объектов, имеющих значение для дела.

II. Дополнительные по отдельным видам происшествий.

Наезд на пешехода, пересекающего полосу движения ТС:

– Какой частью ТС произведен наезд на пешехода (на каком расстоянии от передней части ТС).

– Расстояние, которое проследовал пешеход с момента возникновения опасности до наезда (путь пешехода в опасной зоне).

 – Скорость движения пешехода в км/ч (как исключения можно указать возраст и темп движения пешехода: медленный – спокойный – быстрый шаг, спокойный – быстрый бег, со ссылкой, что скорость движения пешехода принять по таблицам).

Наезд на пешехода, движущегося в попутном или встречном направлении:

– Какой частью ТС произведен наезд на пешехода.

– На каком расстоянии впереди воитель имел возможность обнаружить пешехода.

– На каком расстоянии от края проезжей части двигались пешеход и ТС.

– В каком направлении двигался пешеход (в попутном или встречном).

– Скорость движения пешехода или возраст и темп движения

Наезд на неподвижное препятствие.

– Расположение препятствия по ширине проезжей части дороги.

– На каком расстоянии от края проезжей части двигалось ТС, совершившее наезд на препятствие.

– На каком расстоянии впереди водитель имел возможность обнаружить препятствие в условиях дорожного происшествия.

Столкновение транспортных средств на перекрестке улиц, дорог.

– Расположение транспортных средств в момент столкновения.

– Расположение транспорта после столкновения

– Обзорность с места водителя, возможность видеть подъезжающее к перекрестку ТС, объекты, ограничивающие обзорность.

– Равнозначность улиц, дорог в соответствии с Правилами дорожного движения.

– Длительность работы каждого сигнала светофора.

– Расстояние от линии пересечения проезжих частей до одного из транспортных средств при включении определенного сигнала светофора.

– Расстояние, которое проследовало каждое транспортное средство с момента начала выполнения маневра на перекресток до столкновения.

Столкновение транспортных средств (вне перекрестка).

– Расположение транспортных средств по ширине дороги до столкновения.

– Расстояние, которое проследовало каждое транспортное средство с момента начала выполнения маневра (изменения направления движения до столкновения (измеряется по дуге).

– Какие сигналы световыми указателями поворота (об обгоне, повороте) подавались каждым водителем и в какой момент развития дорожной ситуации.

– Расстояние между транспортными средствами в момент начала выезда одного из транспортных средств на левую сторону дороги при встречном столкновении.

Опрокидывание транспортного средства при движении на повороте и при заносе.

– Поперечный уклон от центра дороги к обочинам (в градусах, процентах или промилях).

– Радиус поворота транспортного средства (в метрах)

– Радиус поворота дороги (в метрах)

– Наличие и расположение следов заноса транспортного средства.

Выпадение пассажира из кабины транспортного средства.

– Расположение внутренней ручки открытия замка двери.

– Возможность самопроизвольного открытия дверцы кабины при нажатии на нее изнутри кабины без воздействия на ручку.

Наезд на человека при движении транспортного средства задним ходом.

– Наличие и установка зеркал заднего вида на транспортные средства, зона близ бортов транспортного средства, обозреваемая через них.

– Какие действия выполнены водителем перед началом движения задним ходом.

– Каким образом попал потерпевший в полосу движения транспортного средства и в какой момент (до или после начала движения транспортного средства).– Путь пешехода с момента возникновения опасности для движения до наезда, если пешеход пересекал полосу движения автомобиля.