Объекты исследования:
- материалы дела;
- место ДТП;
- транспортные средства;
Задачи исследования:
- Установление обстоятельств механизма ДТП (определение скоростей движения ТС; определение величины тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС, скорости движения ТС
- Решение вопросов о наличии (отсутствии) у водителей технической возможности предотвратить ДТП;
- Решение вопросов о (не-)соответствии действий участников ДТП требованиям Правил дорожного движения.
Основные вопросы по всем видам ДТП:
- Как должен был действовать водитель транспортного средства в соответствии с требованиями Правил дорожного движения?
- Имел ли водитель транспортного средства техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие?
- Соответствовали ли действия водителя транспортного средства требованиям Правил дорожного движения?
Требования к оформлению материалов для исследования:
Постановление о назначении судебной автотехнической экспертизы в соответствии со ст. 199 УПК РФ и ст. 80 ГПК РФ является обобщающим документом, отражающим механизм и обстоятельства ДТП. Постановление должно содержать описательную часть расследуемого происшествия, в которой указывается когда, где и при каких обстоятельствах произошло происшествие, какие транспортные средства и водители участвовали в нем, последствия ДТП.
Далее отдельно выделяется раздел «Исходные данные», в котором должны содержаться все параметры, характеризующие дорожную обстановку и проезжую часть, параметры движения транспортных средств и пешеходов, действия водителей. Исходные данные не должны содержать противоречий, в частности о скоростях движения транспортных средств, поскольку при различных данных о скоростях выводы автотехнической экспертизы могут быть противоречивы. Пределы представляемой в постановлении скорости должны быть минимально снижены или уточнены проведением следственного эксперимента или другими следственными действиями.
Ниже приводятся исходные данные, необходимые для проведения автотехнической экспертизы.
I. Общие для всех видов происшествий:
- Ширина проезжей части и ее обочин.
- Покрытие проезжей части (асфальтобетон, грунтовое и т.д.).
- Состояние покрытия (сухое, мокрое, обледенелое и т.д.)
– Продольный профиль пути (уклон, подъем в градусах, процентах или промилях).
– Наличие или отсутствие пешеходных переходов, тротуаров, дорожных знаков, светофоров и т.д.
– Марка транспортного средства и прицепа (габаритные размеры).
– Видимость проезжей части дороги, видимость конкретного препятствия на дороге в темное время суток при ближнем и дальнем свете фар по результатам следственного эксперимента.
– Характеристика следов движения и торможения транспортного средства (длина следов торможения на каждом участке с различным покрытием, следы сплошные, прерывистые).
– До каких колес замерены следы торможения.
– На каком расстоянии от начала тормозного следа произошло происшествие.
– Расположение транспортного средства перед происшествием по ширине проезжей части дороги.
– Скорость движения транспортного средства.
– Техническое состояние ТС, подробное описание неисправностей.
– Наличие пассажиров и груза (его вес и расположение в ТС).
– Точные координаты места происшествия относительно края проезжей части, место первоначального контакта и местоположение всех объектов, имеющих значение для дела.
II. Дополнительные по отдельным видам происшествий.
Наезд на пешехода, пересекающего полосу движения ТС:
– Какой частью ТС произведен наезд на пешехода (на каком расстоянии от передней части ТС).
– Расстояние, которое проследовал пешеход с момента возникновения опасности до наезда (путь пешехода в опасной зоне).
– Скорость движения пешехода в км/ч (как исключения можно указать возраст и темп движения пешехода: медленный – спокойный – быстрый шаг, спокойный – быстрый бег, со ссылкой, что скорость движения пешехода принять по таблицам).
Наезд на пешехода, движущегося в попутном или встречном направлении:
– Какой частью ТС произведен наезд на пешехода.
– На каком расстоянии впереди воитель имел возможность обнаружить пешехода.
– На каком расстоянии от края проезжей части двигались пешеход и ТС.
– В каком направлении двигался пешеход (в попутном или встречном).
– Скорость движения пешехода или возраст и темп движения
Наезд на неподвижное препятствие.
– Расположение препятствия по ширине проезжей части дороги.
– На каком расстоянии от края проезжей части двигалось ТС, совершившее наезд на препятствие.
– На каком расстоянии впереди водитель имел возможность обнаружить препятствие в условиях дорожного происшествия.
Столкновение транспортных средств на перекрестке улиц, дорог.
– Расположение транспортных средств в момент столкновения.
– Расположение транспорта после столкновения
– Обзорность с места водителя, возможность видеть подъезжающее к перекрестку ТС, объекты, ограничивающие обзорность.
– Равнозначность улиц, дорог в соответствии с Правилами дорожного движения.
– Длительность работы каждого сигнала светофора.
– Расстояние от линии пересечения проезжих частей до одного из транспортных средств при включении определенного сигнала светофора.
– Расстояние, которое проследовало каждое транспортное средство с момента начала выполнения маневра на перекресток до столкновения.
Столкновение транспортных средств (вне перекрестка).
– Расположение транспортных средств по ширине дороги до столкновения.
– Расстояние, которое проследовало каждое транспортное средство с момента начала выполнения маневра (изменения направления движения до столкновения (измеряется по дуге).
– Какие сигналы световыми указателями поворота (об обгоне, повороте) подавались каждым водителем и в какой момент развития дорожной ситуации.
– Расстояние между транспортными средствами в момент начала выезда одного из транспортных средств на левую сторону дороги при встречном столкновении.
Опрокидывание транспортного средства при движении на повороте и при заносе.
– Поперечный уклон от центра дороги к обочинам (в градусах, процентах или промилях).
– Радиус поворота транспортного средства (в метрах)
– Радиус поворота дороги (в метрах)
– Наличие и расположение следов заноса транспортного средства.
Выпадение пассажира из кабины транспортного средства.
– Расположение внутренней ручки открытия замка двери.
– Возможность самопроизвольного открытия дверцы кабины при нажатии на нее изнутри кабины без воздействия на ручку.
Наезд на человека при движении транспортного средства задним ходом.
– Наличие и установка зеркал заднего вида на транспортные средства, зона близ бортов транспортного средства, обозреваемая через них.
– Какие действия выполнены водителем перед началом движения задним ходом.
– Каким образом попал потерпевший в полосу движения транспортного средства и в какой момент (до или после начала движения транспортного средства).– Путь пешехода с момента возникновения опасности для движения до наезда, если пешеход пересекал полосу движения автомобиля.